Слышали когда-нибудь о свадебнике? 👰♀️🤵♂️
Так в Древней Руси называлась пора венчаний, которая продолжается с Рождества до самой Масленицы.
Свадьба в старину имела особое значение — она символизировала процесс трансформации пары в новые роли.
Процесс инициации девушки, её переживание перехода из статуса девицы в статус жены переосмысляет художница по костюмам Анна Свердлова в фолк фотосессии «НЕВЕСТА».
на фотографиях — Анна Свердлова
Анна Свердлова — выпускница Лондонского университета искусств (UAL). Она специализируется на русском жемчужном шитье (сажение по бели) и создании традиционных русских головных уборов.
В проекте «НЕВЕСТА» художница отвечала за подбор костюмов и реквизита.
Её основной задачей было изобразить тему замужества, ссылаясь на древние свадебные обряды и ритуалы. Кроме того, Анне было важно передать эмоции девушки через визуальные образы.
Образ № 1 🌿
Фотограф Виталия Васильева @vitaliia.vas
Модель Полина Чернова @pommmerouge
2021
Здесь изображена молодая девушка накануне свадьбы. Виден мотив горевания по уходящим девичеству и свободе, а также мотив тревоги и страха перед новой неизведанной жизнью.
Для этого образа художница использовала черную рубаху с прямыми поликами и длинными рукавами, а также подгрудный сарафан — этнографический экземпляр из Вологодской губернии начала XX века.
Крой рубахи основан на конструкции традиционных русских женских рубах Московской губернии.
Неслучайно на фотографиях присутствует и прялка (точнее самопрялка).
Её образ связан с обычаем: на свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою как символ новой жизни. Мы можем заметить, что героиня не готова отпускать свою прошлую жизнь и держится за неё, пытается защитить от грядущих перемен.
Кроме того, важную роль в жизни будущей невесты играл пошив приданного — его невеста шила себе сама (в некоторых губерниях разрешалось принимать помощь подруг — будущих невесток). Одним из обрядов в некоторых регионах было дарение гостям рукодельных творений невесты.
Но почему же для фотосессии художница выбрала самопрялку, а не традиционные для русского быта расписные прялки ?
«Мы выбрали прялку с колесом, потому что колесо символизирует циклы в жизни, которые так важны для женщин: лунный цикл, цикл времён года, менструальный цикл и т. д. Крутящееся колесо символизирует жизнь и время, которое всегда в движении и никогда не останавливается», — ответила нам в личном интервью Анна.
Стоит отметить, что при создании проекта «НЕВЕСТА» съемочная группа ориентировалась на русские свадебные обряды конца XIX — начала XX века. В этот период самопрялка уже прочно закрепилась в крестьянском быту, поэтому она гармонично вписалась в символическую концепцию съемки.
Образ № 2 💦
Фотограф Виталия Васильева @vitaliia.vas
Модель Полина Чернова @pommmerouge
2021
Перед нами изображен момент перехода героини из одного состояния в другое.
Для него Анна Свердлова выбрала рубаху с аппликациями в виде мифических существ, вдохновленную шитыми традиционными славянскими рубахами. Образ напоминает наряд Панночки. Белый сарафан — фантазия на эту тему с аллюзией к традиционному славянскому свадебному сарафану.
Выбранная для этого образа локация реки также имеет сакральное значение. Река, как и вращающееся колесо в самопрялке, символизирует ход жизни, который не стоит на месте, а подобно течению всё время движется вперёд.
Сама вода несёт в себе дуальный посыл. В мировой культуре она связана со смертью и выступает в качестве символа переправы, преодоления границы между двумя мирами и состояниями. Но в то же время она была наделена и витальным смыслом — имела прямое отношение к плодородию почвы.
Разнообразие участия воды в русских свадебных обрядах было отмечено со времен Древней Руси вплоть до начала XX века. С середины XIX в. количество этих образов сокращается, но обязательным остается баня для невесты (и для жениха) накануне дня свадьбы. Это было нужно для того, чтобы «смыть» с себя старый статус девицы и чистой, в своем первозданном природном виде, вступить в роль жены.
Фотография тела молодой невесты, расслабленно погруженного в воду, несёт в себе момент принятия происходящего. Героиня передает себя в распоряжение судьбе.
Образ № 3 🌙
Фотограф Виталия Васильева @vitaliia.vas
Модель Полина Чернова @pommmerouge
2021
И, наконец, мы наблюдаем уже прошедшую обряд девушку — жену.
В основе её костюма — перекрашенная южнорусская рубаха (российского бренда Onsitsa) и косоклинный сарафан, бытовавший на Севере и в центральной России, сшитый художницей из дорогих шелковых тканей.
Стоит упомянуть тут и яркие детали. Серп — как символ пожинания плодов брака. Он рифмуется с кокошником-лунником, который носили только замужние женщины. Анна Свердлова вдохновилась сохранившимися в музеях экземплярами и изготовила головной убор для модели из антикварных материалов. Кокошники-лунники были распространены среди крестьян и купечества в Поволжье и средней полосе России на протяжении XVIII — начала XIX веков.
А как вы относитесь к старинным обрядам? Откликнулось ли Вам новопрочтение Анны?
- источники изображений —
(соцсети Анны Свердловой) - использованы материалы —
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19380/1/fu6-1982-10.pdf
https://t.me/chenichnya_anna
© Автор статьи — Альбина Мингазова
#etnomoda #свадебник #аннасвердлова #фотосессия #обряды #традиционныйкостюм #кокошник #bride